ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - основной принцип образовательной политики в демократическом обществе, предусматривающий предоставление населению широкого спектра возможностей получить надлежащее образование.
В МКОУ Копанищенская СОШ обучаются дети с ОВЗ.
В соответствии с рекомендациями ТМПМК и медицинскими показаниями им определена индивидуальная форма обучения на дому по адаптированным образовательным программам образования детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и СИПР.
Доступность образования предполагает организацию обучения детей с ОВЗ с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также посредством реализации особых образовательных потребностей данной категории детей.
Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР: развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Особенности образования детей с умственной отсталостью.
Психофизические особенности |
| |
Методы и приемы обучения |
| |
Коррекционная работа | система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательного процесса |
Условия для обеспечения доступности образования детей с умеренной умственной отсталостью.
1.Коррекционно – развивающая область. Особенность обучения детей с нарушениями интеллекта предполагает необходимость коррекционно-развивающей работы с ними. Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с малыми группами учащихся. Эти занятия не являются обязательными для посещения всеми учащимися, проводятся как параллельно с основными занятиями (логопедия, коррекционно-развивающие занятия), так и во второй половине дня вне сетки школьного расписания. Эти занятия, учитывая дефект каждого конкретного ребенка, направлены на его индивидуальное сопровождение, коррекцию и педагогическую поддержку.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем, классым руководителем, логопедом индивидуально или с малыми группами по основным направлениям:
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- расширения представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2. С целью целостного обеспечения реализации ОП учебными, методическими и дидактическими пособиями и различными обучающими технологиями педагогический коллектив школы использует учебно-методические комплексы.
Традиционные:
– типовые учебники и учебные пособия по базовым предметам;
Сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы», под редакцией Воронковой В.В., Москва «Просвещение» 2010
– наглядные пособия (карты, дидактические картинки, дидактические игры и
т.д.);
– тетради для индивидуальной работы учащихся по предметам.
Динамические:
– аудио-видео;
– интерактивные.
– компьютерные.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) обеспечивается:
существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;
созданием оптимальных путей развития;
использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным, "пошаговым" обучением; обязательной индивидуализацией обучения;
формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).
Дидактические игры и игрушки | ||
| "Произносим звуки" | 1 |
| Серии картинок для установления последовательности "Что сначала, что потом" | 1 |
| Правила гигиены, | 1 |
| Временные последовательности | 1 |
| Правила поведения в общественных местах, | 1 |
| Опасные ситуации мир в картинках | 1 |
| Картинки половинки: изучаем свое лицо, изучаем свое тело | 1 |
| Комплект на изучение эмоционального состояния (мячи эмоции, игра "Лица, эмоции, мимика", сюжетный конструктор по сказкам, пальчиковые куклы) | 1 |
| Набор коммуникативных и развивающих игр (Логический пазл « большой – маленький», лото «противоположности, | 1 |
| Комплект на изучение эмоционального состояния (Сказка Маша и Медведь) | 1 |
Электронная библиотека для обучающихся с ОВЗ
Изображение материала | Наименование, аннотация | Функционал |
|
Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – М. : Просвещение, 2017. – 111 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047222-7 Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В 1-ю часть настоящего издания включен добукварный раздел, в который вошли задания, направленные на развитие и формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, диалогической речи, графомоторных и графических умений. Система заданий букварного раздела обеспечивает поэтапность формирования лексико-грамматического строя речи, навыков чтения и звуко-буквенного анализа. Наряду с аналитико-синтетическим методом усвоения звуковой и графической системы языка вводится слоговой метод, рассчитанный на запоминание слоговых образцов с опорой на более сохранную механическую зрительную память обучающихся. В добукварном разделе на каждой странице представлены иллюстрации для работы над устной речью и образцы графических заданий для раздаточного материала, который учитель может подготовить самостоятельно или используя изображения, размещенные на сайте издательства. |
|
|
Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – М. : Просвещение, 2017. – 111 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047222-7 Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Во 2-ой части Букваря продолжается поэтапное формирование лексико-грамматического строя речи, навыков чтения и звуко-буквенного анализа. Наряду с аналитико-синтетическим методом для усвоения звуковой и графической системы языка используется слоговой метод обучения грамоте, рассчитанный на запоминание слоговых образцов с опорой на более сохранную механическую зрительную память школьников. Содержание учебника способствует развитию разговорной речи, мышления и наблюдательности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. |
|
|
Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Т.В. Алышева. – М. : Просвещение, 2020. – 128 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047213-5 Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Система заданий и упражнений построена по принципу от простого к сложному, имеет практическую направленность. Все задания сопровождаются текстами в форме инструкции-обращения, образцами для выполнения. Учебник состоит из двух частей. В первой части дети знакомятся с представлениями о величине, количестве, форме предметов, с временными и пространственными представлениями, а также с числами и цифрами от 1 до 5. В состав учебно-методического комплекта по математике для 1 класса входит рабочая тетрадь. Учебник может быть использован при организации обучения математике в 1 дополнительном классе. |
|
|
Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / Т.В. Алышева. – М. : Просвещение, 2020. – 128 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047213-5 Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Во второй части учебника предусмотрено продолжение изучения чисел первого десятка. Учащиеся знакомятся с числами 0, 6-10, с геометрическими фигурами и телами, с материалом по изучению величин и их мерами: с мерой длины – сантиметром, мерой массы – килограммом, мерой емкости – литром. В конце учебника содержится раздел по нумерации чисел второго десятка от 11 до 20. В состав учебно-методического комплекта по математике для 1 класса входит рабочая тетрадь. Учебник может быть использован при организации обучения математике в 1 дополнительном классе. |
|
|
Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М. : Просвещение, 2017. – 64 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047224-1 Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Естествознание» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Основной задачей линии УМК «Мир природы и человека» для 1-4 классов является пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла. Обучающиеся получают первоначальные знания о живой и неживой природе, изучают простейшие взаимосвязи, существующие между природой и человеком, учатся наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром, проявлять интерес и бережное отношение к живому. Данная линия УМК создана на основе ранее действующей предметной линии «Живой мир», содержание которой расширено в связи с включением в программу раздела о социуме и человека в нем. Особое внимание уделено формированию жизненных компетенций обучающихся и обогащению их социального опыта. |
|
| Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М. : Просвещение, 2017. – 87 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047226-5 |
|
|