Доступная среда


  • ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ -  основной принцип образовательной политики в демократическом обществе, предусматривающий предоставление населению широкого спектра возможностей получить надлежащее образование.

 В МКОУ Копанищенская СОШ обучаются дети с ОВЗ.

В соответствии с рекомендациями ТМПМК и медицинскими показаниями им определена индивидуальная форма обучения на дому по адаптированным образовательным программам образования детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и СИПР. 

Доступность образования предполагает  организацию обучения детей с ОВЗ с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также посредством реализации особых образовательных потребностей данной категории детей.

Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР: развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Особенности  образования детей с умственной отсталостью.

Психофизические особенности

 

  • Нарушения координации движений

  • Нарушение эмоционально-волевой сферы

  • Нарушение памяти и мышления

  • Нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического

  • Нарушение эмоционально-волевой сферы

  • Повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство,  сочетающееся с хаотичной нецеленаправленной деятельностью

 

Методы и приемы  обучения

  • Использование специфических методов и средств обучения

  • Дифференцированное, "пошаговом" обучении

  • Использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, внешних стимулов 

Коррекционная работа

система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательного процесса

Условия для обеспечения доступности образования детей с умеренной умственной отсталостью. 

1.Коррекционно – развивающая область. Особенность обучения детей с нарушениями интеллекта предполагает необходимость коррекционно-развивающей работы с ними. Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с малыми группами учащихся. Эти занятия не являются обязательными для посещения всеми учащимися, проводятся как параллельно с основными занятиями (логопедия, коррекционно-развивающие занятия), так и во второй половине дня вне сетки школьного расписания. Эти занятия, учитывая дефект каждого конкретного ребенка,  направлены на его индивидуальное сопровождение, коррекцию и педагогическую поддержку.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем, классым руководителем, логопедом индивидуально или с малыми группами по основным направлениям:

- коррекция отдельных сторон психической деятельности;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие различных видов мышления;

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

- расширения представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

2. С целью целостного обеспечения реализации ОП учебными, методическими и дидактическими пособиями и различными обучающими технологиями педагогический коллектив школы использует учебно-методические комплексы.

Традиционные:

– типовые учебники и учебные пособия по базовым предметам;

Сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы», под редакцией Воронковой В.В., Москва «Просвещение» 2010

– наглядные пособия (карты, дидактические картинки, дидактические игры и

т.д.);

– тетради для индивидуальной работы учащихся по предметам.

Динамические:

– аудио-видео;

– интерактивные.

– компьютерные.

 Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) обеспечивается:

  • существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;

  • созданием оптимальных путей развития;

  • использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным, "пошаговым" обучением; обязательной индивидуализацией обучения;

  • формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

  • обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;

  • дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

  • организацией обучения в разновозрастных классах (группах);

  • организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

Дидактические игры и игрушки

 

"Произносим звуки"

1

 

Серии картинок для установления последовательности "Что сначала, что потом"

1

 

Правила гигиены,

1

 

Временные последовательности

1

 

Правила поведения в общественных местах,

1

 

Опасные ситуации мир в картинках

1

 

Картинки половинки: изучаем свое лицо, изучаем свое тело

1

 

Комплект на изучение эмоционального состояния (мячи эмоции, игра "Лица, эмоции, мимика", сюжетный конструктор по сказкам, пальчиковые куклы)

1

 

Набор коммуникативных и развивающих игр

(Логический пазл « большой – маленький», лото «противоположности,

1

 

Комплект на изучение эмоционального состояния (Сказка Маша и Медведь)

1

                              Электронная библиотека для обучающихся с ОВЗ


Изображение материала

 Наименование, аннотация

 Функционал

 

izobrazhenie-009

 

Букварь. 1 класс. Учеб. для  общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – М. : Просвещение, 2017. – 111 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047222-7         

Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В 1-ю часть настоящего издания включен добукварный раздел, в который вошли задания, направленные на развитие и формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, диалогической речи, графомоторных и графических умений. Система заданий букварного раздела обеспечивает поэтапность формирования лексико-грамматического строя речи, навыков чтения и звуко-буквенного анализа. Наряду с аналитико-синтетическим методом усвоения звуковой и графической системы языка вводится слоговой метод, рассчитанный на запоминание слоговых образцов с опорой на более сохранную механическую зрительную память обучающихся.

В добукварном разделе на каждой странице представлены иллюстрации для работы над устной речью и образцы графических заданий для раздаточного материала, который учитель может подготовить самостоятельно или используя изображения, размещенные на сайте издательства.

 

Скачать DOCX

 

Скачать PDF

 

 

Букварь. 1 класс. Учеб. для  общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – М. : Просвещение, 2017. – 111 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047222-7         

Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Во 2-ой части Букваря продолжается поэтапное формирование лексико-грамматического строя речи, навыков чтения и звуко-буквенного анализа. Наряду с аналитико-синтетическим методом для усвоения звуковой и графической системы языка используется слоговой метод обучения грамоте, рассчитанный на запоминание слоговых образцов с опорой на более сохранную механическую зрительную память школьников.

Содержание учебника способствует развитию разговорной речи, мышления и наблюдательности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

 

Скачать DOCX

 

Скачать PDF

 

 

Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Т.В. Алышева.  – М. : Просвещение, 2020. – 128 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047213-5  

Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Система заданий и упражнений построена по принципу от простого к сложному, имеет практическую направленность. Все задания сопровождаются текстами в форме инструкции-обращения, образцами для выполнения. Учебник состоит из двух частей. В первой части дети знакомятся с представлениями о величине, количестве, форме предметов, с временными и пространственными представлениями, а также с числами и цифрами от 1 до 5. В состав учебно-методического комплекта по математике для 1 класса входит рабочая тетрадь. Учебник может быть использован при организации обучения математике в 1 дополнительном классе.

 

Скачать DOCX       

 

Скачать PDF

 

 

Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / Т.В. Алышева.  – М. : Просвещение, 2020. – 128 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047213-5

Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Во второй части учебника предусмотрено продолжение изучения чисел первого десятка. Учащиеся знакомятся с числами 0, 6-10, с геометрическими фигурами и телами, с материалом по изучению величин и их мерами: с мерой длины – сантиметром, мерой массы – килограммом, мерой емкости – литром. В конце учебника содержится раздел по нумерации чисел второго десятка от 11 до 20. В состав учебно-методического комплекта по математике для 1 класса входит рабочая тетрадь. Учебник может быть использован при организации обучения математике в 1 дополнительном классе.

 

Скачать DOCX   

    

Скачать PDF

 izobrazhenie-023

 

Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. для  общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М. : Просвещение, 2017. – 64 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047224-1         

Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Естествознание» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Основной задачей линии УМК «Мир природы и человека» для 1-4 классов является пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла. Обучающиеся получают первоначальные знания о живой и неживой природе, изучают простейшие взаимосвязи, существующие между природой и человеком, учатся наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром, проявлять интерес и бережное отношение к живому.

Данная линия УМК создана на основе ранее действующей предметной линии «Живой мир», содержание которой расширено в связи с включением в программу раздела о социуме и человека в нем. Особое внимание уделено формированию жизненных компетенций обучающихся и обогащению их социального опыта.

 

Скачать DOCX 

    

Скачать PDF

 

 Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. для  общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М. : Просвещение, 2017. – 87 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047226-5         

Скачать DOCX  

      

Скачать PDF